Дикари, а не дети! Нам не страшен детский сад!

Дикари, а не дети! Нам не страшен детский сад!

Отказываясь от устройства ребенка в детский сад, родители руководствуются самыми разными мыслями и убеждениями. Родителям спокойнее, когда ребенок у них на глазах – так им кажется, что они контролируют ситуацию. К чему ведет отказ отдавать ребенка в детский сад? 

- Нет, - сказала, как отрезала, Настя. – Казенное воспитание – что может быть хуже? Заниматься с ребенком до школы должны его родители, и не стоит перекладывать свою ответственность на чужих теть. Вот в школу пойдет – тут уж никуда не денешься. А пока маленький, что ему делать в детсаду, если у него есть прекрасная бабушка? Да и я могу с работой повременить.

Отказываясь от устройства ребенка в детский сад, родители руководствуются самыми разными мыслями и убеждениями: «Мой малыш, он такой беззащитный, ранимый, он без мамы-папы не выживет. А в группе будут тааааакие дети! Будут бить и обижать, отбирать игрушки и обзывать. А воспитатели! То накричат, то зимой форточку откроют – и все, у ребенка нервный срыв и пневмония обеспечена. Ну чему хорошему там вообще может научиться ребенок?»

В этот момент обеспокоенные родители совсем не думают, что выводы их сиюминутны и продиктованы слепым от любви сердцем. А еще откровенным родительским эгоизмом. Ведь родителям спокойнее, когда ребенок у них на глазах – так им кажется, что они контролируют ситуацию.

К чему ведет отказ отдавать ребенка в детский сад? Ответим на этот вопрос с позиций новейших достижений в области психологии.

Так зачем он нужен, этот детский сад?

Насущная задача, которую решает детский сад – подготовка ребенка к жизни. Почему? Потому что жизнь немыслима без социального взаимодействия. 

Детям необходимо освоить навыки общения, построения отношений с другими людьми, научиться считаться с их личностями и найти свою нишу в коллективе. Чем успешнее ребенок освоит эти навыки, тем проще в дальнейшем он сможет реализовать себя в обществе. А значит, тем счастливее он будет.

И этому, как ни старайся, не может научить ребенка ни один родитель или няня. Этому ребенок может научиться только на личном опыте взаимодействия с другими детьми и коллективом в целом.

Все мы родом из… пещеры

Все дети, только родившись, уже имеют определенный набор векторов, который и будет в дальнейшем диктовать их поступки, склонность к определенному виду деятельности, манеру поведения, образ мыслей и т.д.

В любом устойчивом коллективе (впервые - в детском саду) дети примеряют на себя различные роли, нащупывая и развивая свои сильные стороны и научаясь компенсировать слабые. Они ищут и находят свое место в группе, учатся отстаивать свои интересы и учитывать интересы других. В итоге формируется четкая иерархия.

Если дети до трех лет в коллективе не особенно нуждаются, то уже в три года (плюс-минус полгода) ситуация меняется. Посмотрите и убедитесь, что ваш ребенок становится все более самостоятельным и готов взаимодействовать с окружающим миром.

В младшей группе детсада можно наблюдать, как постепенно, сначала неумело, а потом более и более точно дети начинают взаимодействовать друг с другом. Как постепенно начинают складываться отношения внутри коллектива соответственно природным особенностям каждого участника. Как начинают проявляться симпатии и антипатии.

И ведь что интересно – никто их этому не учит! Тут не имеется в виду диктование правил поведения вроде «нельзя бить девочек» или «чужое брать нельзя». Такими фразами можно научить разве что соблюдению внешних правил приличия, да и то не всегда. Речь о том, что отношения в коллективе начинают складываться, на первый взгляд, как бы стихийно.

Детям никто не говорит, что Ваня – ваш лидер, вы должны признавать его авторитет и следовать за ним. А Саша – замкнутій тихоня, с ним можно посидеть в темном уголку и доверить самый большой секрет. Или что Лиза – самая красивая девочка, вам нужно заслужить ее внимание. Дети это решают сами и равняются вдруг на Ваню, не замечают Сашу и начинают дружить с Лизой. В основе таких решений – природное ранжирование.

 При этом навыки общения, полученные в детском саду, останутся с ребенком навсегда и в будущем помогут адаптироваться в школе и успешно перейти во взрослую жизнь. Если возникают трудности в адаптации, психолог в детском саду поможет справиться с ними, только правильно распознав причины проблемы, которые скрываются в особенностях психики.

 Он же будет там плакать…

 Возможно, в начале. Должен же ребенок как-то реагировать на непривычную обстановку. Слезы – убойное оружие! Впрочем, плакать будет не всякий ребенок. Стоит для примера сказать несколько слов о тех детях, которым наиболее легко, и тех, кому наиболее трудно будет приспособиться к новому образу жизни. Психолог в детском саду вам вряд ли это объяснит. Но системно мышление поможет разобраться, отчего одни дети легко адаптируются в новой обстановке, а у других это происходит через слезы.

Не будет трудностей с привыканием к детскому саду у ребенка с уретральным вектором. Это тот самый ребенок, который без видимых усилий легко может повести за собой остальных. Для него не существует преград, он не отягощен внутренней необходимостью подчиняться правилам. Он сам их и устанавливает. Таких детей от природы очень мало – не более 5%. Но если ваш малыш такой, не беспокойтесь, плакать он не будет.

На просторах детского сада уретральному ребенку будет, где развернуться. Отдайте его в большую группу, большой коллектив будет способствовать развитию его врожденных способностей.

Кожному ребенку также легко приспосабливаться к новым условиям. Его даже можно увлечь этим – тем, что в детском саду будут новые игрушки, новые интересные детишки, новые горки и так далее. Единственная трудность, которая может с ним возникнуть – это ревность. Не отдавайте кожного ребенка в детский сад одновременно с рождением второго ребенка, например. Он воспримет это однозначно – мама выбрала другого, а его отдала, будет сильно ревновать.

Так же с анальным ребенком – он может воспринять это как предательство и обидеться. При том, что ему труднее всего адаптировать новый ландшафт. Новая обстановка, новые люди – все это большой стресс для него. В этой ситуации очень важна правильная позиция мамы – она должна подталкивать его в сторону коллектива, пояснять, что и как происходит в садике, чтобы ребенок быстрее привык. И хотя период привыкания может затянуться, при правильном отношении уже совсем скоро ваш анальный малыш заведет себе друзей в детском садике и будет идти туда с радостью.

И так далее. Для каждого из восьми векторов существует своя специфика.

Общим является необходимость поддержки со стороны мамы. Психолог в детском саду тоже должен разбираться в особенностях психики детей. Ребенок должен чувствовать свою безопасность – только в таких условиях он может благополучно развиваться. Сначала он готов остаться в детском саду только на час и только вместе с мамой. Позже, когда освоится и привыкнет к воспитателям и другим детям, он без проблем будет оставаться там на весь день и даже отказываться уходить.

Пройти этот этап адаптации и перейти к следующему, когда ваш малыш будет оттачивать навыки коллективного взаимодействия – задача для некоторых матерей непростая, но всегда выполнимая.

Будьте спокойны и помните одну важную вещь: ваш малыш не всю же жизнь будет ребенком. Рано или поздно он вырастет, пойдет учиться дальше и работать. Волей-неволей он будет вынужден общаться с людьми. Без необходимых для этого навыков ему будет очень трудно: представьте, каким адом для него станет необходимость взаимодействовать с окружающими и вступать в отношения.

Наши дети должны быть счастливыми, и заложить фундамент для этого –ответственность родителей.