Педагогические этюды

Педагогические этюды

Идеальное бесконфликтное состояние, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими – это недостижимая утопия. Поэтому большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными. Необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Для наглядной демонстрации наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно. 

В процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. В своем анализе конфликтов в системе межличностных отношений Кеннет Томас предложил новый подход к их разрешению и нейтрализации.

Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика показала, что:

• большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;

• конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало.

 К. Томас предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Впервые в социальной психологии был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач управления – научиться управлять всеми фазами конфликта. 

К. Томас выделил следующие пять способов регулирования конфликтов: Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого. Компромисс (нейтральный вариант) Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Согласно К. Томасу при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия – сотрудничество – приносит выигрыш двум сторонам. К. Томас разработал специальный вопросник (он адаптирован Н.В. Гришиной), с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, т. е. умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик. Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.

 

Приспособление («медведь»):

• наиболее важная задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

• предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;

• открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

• необходимо признать собственную неправоту;

• утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

• вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

• вы чувствуете, что важнее сохранить с кемто хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

• вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

 

Компромисс («лиса»):

• у сторон одинаково убедительные аргументы;

• необходимо время для урегулирования сложных проблем;

• требуется принять срочное решение при дефиците времени;

• сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;

• обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

• вас может устроить временное решение;

• удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель;

• компромисс позволит сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

 

Сотрудничество («сова»):

• необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;

• основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;

• необходима интеграция точек зрения и сближение мнений участников конфликтной ситуации;

• представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;

• у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

• вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

 

Игнорирование, избегание («черепаха»):

• источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;

• необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

• изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляется более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;

• предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;

• подчиненные или коллеги могут сами успешно урегулировать конфликт;

• напряженность слишком велика, вы чувствуете необходимость ее ослабления;

• у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом; пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

 

Соперничество, конкуренция («акула»):

• требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;

• целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности в своей работе);

• идет взаимодействие с обучаемыми, предпочитающими авторитарный стиль;

• исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на собственное решение возникшей проблемы;

• вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, вполне очевидно, что предлагаемое вами решение наилучшее;

• вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.